По материалам семинара в "Поведниках" 11.06.2019

С 20 по 24 мая 2019 года прошла учеба председателей первичных объединений ветеранов педагогического труда СЗАО в филиале Дома учителя "Поведники".

Цель встречи с председателями первичных объединений - обменяться опытом организации работы в первичном объединении ВПТ школы и активизировать работу первичных организаций.

В ходе учебы прошли круглые столы. Модераторами на круглых столах были председатели МРС ВПТ №7 (Скрипец Т.А.), №8 (Родионова Г.А.), №9 (Еравская Л.П.)
Примерные вопросы для обсуждения на семинаре были намечены на межрайонном совете ВПТ 26 апреля 2019 года:

  • функционал председателя первичного объединения в соответствии с "Положением... об ОО ВПТ";
  • планирование работы первичного объединения на текущий год и отчет о работе;
  • документация первичного объединения, индивидуальный подход в работе с ветеранами;
  • работа администрации школы и председателя первичного объединения, (участие ветеранов в жизни школы и.т.д.);
  • социальная поддержка ветеранов педагогического труда;
  • взаимодействие с профсоюзной организацией;
  • другие.

В ходе семинара стала очевидной большая работа с ветеранами, проводимая председателями первичных объединений под руководством куратора Рушаны Михайловны Якубовой, советника Галины Константиновны Мареевой и председателей межрайонных советов ВПТ. Поступили предложения о привлечении ветеранов к участию в открытых обсуждениях проблем образования, планированию тематики просветительских сред, выработке единого подхода к ведению странички ветеранов на школьном сайте и оформлению окружного сайта ветеранов педагогического труда. Предложен опыт и формы индивидуальной работы с учителями-ветеранами и доведения до сведения ветеранов ФЗ №5 «О ветеранских организациях».

Особое внимание было уделено обсуждению проекта Положения об общественном объединении ветеранов педагогического труда при Департаменте образования и науки города Москвы. Положение будет приниматься на конференции 30 сентября 2019 года.

Учредитель Департамент образования и науки города Москвы. ОО ВПТ - коллективный член Городской организации ветеранов пенсионеров войны и труда, и правоохранительных органов. Устав для всех ветеранских объединений и коллективных членов общий.

В ходе работы круглых столов было предложено внести в «Положение» некоторые коррективы, в частности, отдельным пунктом обозначить роль руководителя школы:

  • 2.4.Руководители образовательных организаций принимают административные меры и оказывают финансовую поддержку ПО ВПТ по реализации уставных задач, деятельности первичного объединения и его председателя.
  • 2.4.1.Руководители образовательных организаций приглашают на заседания УС, педсоветы, административные совещания, профсобрания и собрания трудового коллектива, м/о учителей предметников председателей и членов первичных объединений с совещательным правом голоса. Используют профессиональный опыт ВПТ для решения задач образовательной организации в том числе, на договорной основе.

Департамент образования и науки города Москвы разрабатывает необходимые нормативно-правовые документы для реализации пункта 2.1. по защите социальных прав педагогов ветеранов.

Очевидно, что наибольшую озабоченность в ходе обсуждения вызвали вопросы, касающиеся роли руководителя в работе первичного объединения и привлечении учителей ветеранов к участию в делах школы, и также взаимодействие администрации и профсоюзной организации в обеспечении социальной поддержки ветеранов.

Имеются примеры образовательных организаций, где руководитель активно работает с ветеранами, и умело решает данные вопросы. К сожалению, чаще встречаются руководители, которые не видят профессионального потенциала учителей ветеранов для решения образовательных задач школы, не знают о социальных потребностях ветеранов и не взаимодействуют с первичными организациями. По мнению первого лица образовательного ведомства Москвы, Исаака Калины, было бы целесообразно рассмотреть возможность создания при школах мегаполиса экспертно-консультационные советы ветеранов педагогического труда. Это мнение он выразил в рамках вторничной программы «Вопросы, важные для всех» на МосОбрТВ. По словам министра, в мегаполисе уже есть положительный пример в виде работы Горсовета ветеранов педагогического труда при Московском городском доме учителя. Исаак Калина подчеркнул, что его члены сами решают, чем могут быть полезны, от участия в процессе проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) до участия в проведении диагностик.

Как отметил Исаак Калина, было бы хорошо, если бы молодые преподаватели в обмен на опыт оказывали помощь своим старшим товарищам, чтобы те не отставали от быстро меняющегося современного мира. Благодаря этому, выиграют обе стороны, — выразил уверенность министр.

Приведем ответы на вопросы журналистов депутата Московской городской Думы, директора Московского городского дома учителя Нины Минько, председателя Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки Марины Ивановой, председателя городского Совета ветеранов педагогического труда Веры Калгашкиной, председателя Совета ветеранов педтруда САО Марии Карякиной и председателя Экспертно-консультативного совета родительской общественности при департаменте образования Людмилы Мясниковой.

По словам спикеров, в столице реализуется достаточно широкий перечень мероприятий в поддержку педагогов, ушедших на заслуженный отдых. Официальным оператором, в ведении которого находится оказание помощи учителям-ветеранам, является ГБУ «Московский городской дом учителя».

Во-первых, ГБУ старается, чтобы педагоги-ветераны после выхода на пенсию не чувствовали себя забытыми. Так, уведомила Нина Минько, все они прикреплены к учреждению образования, в котором работали до выхода на пенсию. Посещая школу или колледж, пожилые люди общаются с руководством, своими коллегами, учащимися или воспитанниками; выступают в роли наставников для молодых специалистов.

Во-вторых, учреждением организуется досуг ветеранов-педагогов. К крупным датам, таким как майские праздники, День учителя, Новый год, их собирают на различные торжества; выдают бесплатные билеты в театр и на концертные площадки, приглашают на экскурсии по Москве и области, в двухдневные поездки по другим городам России.

Помимо этого, находящиеся на пенсии учителя могут отдохнуть в пансионатах. Для этих целей в районе Богородское действует «Дом ветеранов педагогического труда» (Погонный пр-д, дом 5, стр. 1) при колледже индустрии гостеприимства и менеджмента № 23, куда можно получить путевку раз в год, а в Подмосковье функционирует загородная база Дома учителя «Поведники».

При распределении путевок, уточнили Калгашкина и Карякина в разговоре с корреспондентом ИГРГ «Сокольники и весь Восточный округ», приоритет отдается тем москвичам, кто еще не посещал пансионаты, особо нуждается или является юбиляром.

Кроме этого, добавила Марина Иванова, в столице развито оказание помощи пожилым педагогам студентами-волонтерами. Обучающиеся на парикмахеров выезжают на дом к ветеранам, чтобы сделать стрижку, портные оказывают содействие в ремонте одежды, также ребята помогают с уборкой квартиры, наносят визиты в честь праздников.

Кроме того, с недавнего времени образовательные организации, имеющие на своих счетах внебюджетные средства, могут оказывать материальную поддержку нуждающемуся педагогу — этот пункт прописан в коллективном договоре, рассказала Минько. Действительно все сказанное компетентными лицами реализуется на деле через городской совет ветеранов и председателей первичных объединений, и педагоги – ветераны реально ощущают заботу о себе. Тем более важно, чтобы руководители образовательных организаций услышали мнение министра Исаака Калины и озабоченность председателей первичных ветеранских объединений.